электрогитара
10 электрогитаристов оказавших наибольшее влияние на развитие рок-музыки
1. Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), 1942—1970. Виртуозный гитарист, левша, научился играть на гитаре в 5 лет, а с 8 лет уже играл в школьных группах. Начав свою карьеру после службы в армии, как сессионный музыкант, он быстро достиг популярности и начал выступления с известными исполнителями ритм-энд-блюза. В 1965 году выступает на гастролях в Лондоне, на которых присутствовали «The Beatles» и Эрик Клэптон, демонстрируя виртуозную игру и добиваясь от своего Fender Stratocaster неслыханного в то время звучания. В 1966 основывает «The Jimi Hendrix Experience» которая являлась настоящей творческой лабораторией,и в которой, по сути, родился хард-рок. С группой он выпускает несколько пластинок и концертирует у себя на родине в Америке. В августе 1969 года Хендрикс выступает на фестивале Woodstock, а в сентябре 1970 умирает в Лондоне от передозировки наркотиков. Влияние Хендрикса на рок-музыку трудно переоценить, а его игра до сих пор остаётся недосягаемым эталоном, к которому стремятся даже признанные мастера электрогитары.
2. Джордж Харрисон (George Harrison), 1943—2001. Гитарист легендарных «The Beatles». Присоединился к Джону Леннону и Полу Маккартни 13 марта 1958 года, что можно считать датой рождения величайшей группы в истории рока. Вначале существует четкое разделение Леннон – ритм-гитара, Харрисон – соло-гитара. Хотя игра Харрисона не столь виртуозна как у Хендрикса и других его современников, он постепенно формирует свой собственный стиль, который достаточно узнаваем. Практически в каждой песне есть небольшие гитарные соло или рок-н-рольные фразы, которые по сей день изучают все начинающие гитаристы. С 1966 года влияние на его музыку оказывает увлечение Индией. Харрисон начинает сочинять больше собственных песен, совершенствуются соло, хотя для записи наиболее сложного в песне While My Guitar Gently Weeps Харрисон приглашает своего друга Эрика Клэптона. Более всего гитарный стиль Харрисона выражен в последней пластинке группы Abbey Road. В песне Something звучит наиболее продолжительное гитарное соло в официальной дискографии «The Beatles». После распада группы Харрисон начинает сольную карьеру, которая, однако, не увенчалась сколько-нибудь значительными гитарными достижениями. В 1994 вместе с Маккартни и Старром, записывает две песни, найденные в архивах Леннона, Free as a Bird и Real Love, в которых вновь звучат гитарные мотивы «The Beatles» конца 60-х. Хотя Харрисон, наверное, наименее искусный гитарист в нашем списке, его влияние на рок-музыку в связи с огромной популярностью «The Beatles» очень велико.
3. Кит Ричардс (Keith Richards), род. в 1943. Бессменный гитарист, автор песен и один из основателей «Rolling Stones». Большое влияние на формирование гитарного стиля Ричардса оказали чёрные исполнители ритм-энд-блюза и особенно Чак Берри. У ранних «Rolling Stones» хотя и существует разделение Кит Ричардс - соло гитара, Брайан Джонс - ритм-гитара, однако, в отличие от «The Beatles» это скорее две самостоятельные гитарные партии. Ричардс играет больше создающих ритмическую структуру риффов нежели соло,а гитарные партии имеют явный ритм-энд-блюзовый оттенок. Часто он использует строй G (открытые струны образуют аккорд соль-мажор) и играет двух-трехнотные риффы создающие иллюзию полных аккордов. Самая известная песня, где использован этот метод - Honky Tonk Women. После смерти Джонса вторым гитаристом «Rolling Stones» становится Мик Тэйлор, что приводит к более явному разделению между ролями соло-гитары и ритм-гитары. В 1975 с заменой Тэйлора Ронни Вудом, группа возвращается к стилю сочетания гитарных партий. Большое внимание Ричардс уделяет игре на акустической гитаре, считая её основой своего стиля. Акустические гитарные партии прослеживаются на протяжении всей карьеры «Rolling Stones», включая такие хиты как Angie, Brown Sugar, Play with Fire и Wild Horses. Помимо «Rolling Stones», гитарные партии Ричардса можно услышать на релизах Леса Пола, Тома Уэйтса, Боно (U2) и других известных музыкантов.У Ричардса имеется более тысячи гитар, на некоторых из которых он ни разу не играл. В основном его ассоциируют с гитарой Fender Telecaster.
4. Джимми Пейдж (Jimmy Page), род. в 1944. Британский музыкант, композитор. Начинал карьеру сессионным музыкантом, затем играл в «Yardbirds». В 1968 собрал «Led Zeppelin». Первый же альбом, записанный на студии Атлантик в США, всего за сутки с небольшим стал «золотым». Эта же судьба постигла и последующие пластинки группы. «Led Zeppelin» как и «Yardbirds» исповедовали блюзовую манеру игры, однако Пейдж привнес в классический блюз собственное понимание, с многочисленными сложными аккордами, использованием дополнительных неблюзовых ладов, полиметрами и т.д. В итоге родился стиль известный каждому как хард-рок, а «Led Zeppelin» и в частности Пейджа можно считать одним из его изобретателей. Песня Stairway to Heaven с четвёртого альбома группы считается самым лучшим произведением рока. Начинаясь как гитарная баллада в староанглийском стиле, она завершается мощнейшей роковой последовательностью аккордов и гитарным соло, которое учит каждый, кто серьёзно осваивает электрогитару. В 1975 Джимми серьёзно повреждает средний палец левой руки (прищемив его дверью выходя из поезда) , что негативно сказывается на гитарных партиях в последующих альбомах. В 1980 погибает ударник «Led Zeppelin», с этого момента группа прекращает существование. После распада группы Пейдж продолжает сольную карьеру, сотрудничая с оставшимися участниками «Led Zeppelin» и др. музыкантами. С Робертом Плантом в 1984 году организовывает группу Honneydrippers, а в В 1994 году Пейдж и Плант записывают для MTV Unplugged полуторачасовой сет который вышел под заголовком Unledded. Его премьера получила величайший рейтинг в истории MTV.
5. Эрик Клэптон (Eric Clapton), род. в 1945. Британский блюз-роковый гитарист, певец и композитор, начал свою карьеру в группе «The Yardbirds», где моментально стал звездой группы. Тяготея к блюзу, в марте 1965 Клэптон переходит в «John Mayall & The Bluesbreakers» - основной британский состав тех времен, игравший подобную музыку. В 1966 году создаёт трио «Cream». Стиль группы менялся от джаз-блюза, к поп-року затем к психоделике. В песне Sunshine Of Your Love слышны мотивы хард-рока. Концертные выступления сопровождались длительными импровизациями. Группа распалась в 1968 году. Вместе с ударником «Cream» Бейкером Клэптон организует группу «Blind Faith» просуществовавшую правда недолго. В начале 70-х Клэптон начинает сольную карьеру. Несмотря на множество жизненных проблем, его работы набирают популярность и в 1972 песня Layla посвящённая его жене Патти Бойд (которую он, кстати, увёл у Харрисона) становится хитом. Пристрастившись к героину он мало выступает и альбомы 75-76 года можно считать неудачными. В 1977 он выпускает альбом Slowhand две песни с которого Cocaine и Wonderful Tonight становятся мировыми хитами. В 1991 погибает его сын выпав с 53-го этажа нью-йоркского небоскрёба. В его память он сочиняет песню Tears in Heaven, которая по количеству различных интерпретаций может посоперничать с Yesterday. В 90-е продолжает давать концерты, выпускает отличный концертный альбом Unplugged (1994). В 2001 даёт первые и пока последние концерты в России в Ледовом дворце Санкт-Петербурга и Кремлёвском дворце в Москве. Клэптон - единственный музыкант, трижды введенный в Зал славы Рок-н-Ролла.
6. Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), род. в 1945. Английский музыкант, один из основателей рок-группы «Deep Purple», основатель групп ««Rainbow»» и ««Blackmore's Night»». С детства начал играть на гитаре, в 16 лет на прослушивании в группу «Savages», на которое его привёл отец, продемонстрировал такое мастерство игры и импровизации, что штатный гитарист группы на следующий день подал в отставку. В 1961 году Блэкмор поступил на заочное отделение Лондонской консерватории по классу скрипки. Поиграв в разных группах как соло-гитарист, приняв участие в гастролях в Швеции и Германии (важным этапом в становлении Блэкмора, как и для Битлз, стали выступления в Гамбурге), Блэкмор вернулся в Англию. В 1968 году он получил диплом об окончании консерватории и снова уехал в ФРГ, где его ждала телеграмма от органиста из церкви св. Терезы Йона Лорда с предложением о сотрудничестве. С этого момента начинается его взлет к вершинам популярности как лидер-гитариста «Deep Purple». Количество гитарных соло и риффов ставших классикой хард-рока, как вступление к Smoke On The Water, записанных с «Deep Purple», огромно. До сих пор многие из них как, например, гитарное соло из песни Lazy являются хрестоматийными примерами безупречной техники исполнения, и сочетания блюзового и классического стиля игры на гитаре. После распада «Deep Purple», Блэкмор организовывает собственную группу под названием «Rainbow», которая продолжает традиции хард-рока, но уже с элементами арт. В 1989 знакомится с американкой Кэндис Найт. Она выступает в роли бэк-вокалистки вначале в обновлённом «Deep Purple», а затем «Rainbow». В1997 вместе с ней он организует новую группу «Blackmore's Night». В её составе Ричи пишет песни и инструментальные композиции и аранжирует известные произведения в стиле музыки Ренессанса. Группа существует и концертирует по сей день.
7. Робби Кригер (Robby Krieger), род. в 1946. Гитарист американской рок-группы «Doors». Если Джим Моррисон разжёг огонь, охвативший весь мир, то спички ему подавал Робби Кригер. До того как Кригер пришел в «Doors», он играл вместе с их будущим клавишником в группе Psychedelic Rangers. Первый же диск вышедший 1967 году и сингл Light my Fire сразу же завоевали сначала Лос-Анжелес а затем и всю Америку. Музыка «Doors» сочетала в себе психоделику, классический рок, блюз и немного элементов хард-рока. Басовую линию вел клавишник Рэй Манзарек на второй клавиатуре электрооргана, а Кригер играл гитарные риффы, соло и проигрыши, причудливо переплетавшиеся с сольными партиями клавиш. Вместе с загадочными стихами Моррисона и его эксцентричным вокалом, они создавали поистине симфоническое музыкальное полотно, которое мог оценить даже самый искушённый ценитель рок-музыки. Группа стремительно набирала популярность, выпуская одну за другой пластинки, становившиеся бестселлерами. В 1970 группа выпускает диск Morrison Hotel ознаменовавший возврат к ритм-энд-блюзу. В 1971 году при загадочных обстоятельствах в Париже умирает Джим Моррисон. Кригер и остальные участники поначалу решают продолжить работу в виде трио, но роль Моррисона была настолько велика, что публика быстро потеряла интерес к группе. С 1972 года Кригер начинает сольную карьеру, которая также не принесла ему особой популярности. Как и в случае с Харрисоном особая значимость Кригера-гитариста в первую очередь связана с необычностью и влиянием музыки «Doors».
8. Дэвид Гилмор (David Gilmour), род. в 1946. Гитарист и вокалист британской рок-группы «Pink Floyd». Присоединился к основному составу в 1968 году, после того как группу покинул её основатель Сид Баррет (которого Гилмор когда-то учил играть на гитаре), переживший психическое расстройство. Вместе с Роджером Уотерсом они сочиняют и записывают самые сильные альбомы группы Dark Side of the Moon, Wish You Were Here, The Wall. После записи альбома Animals Гилмор решает, что его музыкальный потенциал не используется в полную силу, и выпускает сольный альбом David Gilmour (1978), демонстрирующий его характерный гитарный стиль. В 1983 году во время съемок фильма The Wall и записи альбома The Final Cut отношения между Гилмором и Уотерсом настолько ухудшаются, что Гилмор решает покинуть группу. Он продолжает сольную карьеру. В 1986 году Гилмор и ударник «Pink Floyd» Ник Мейсон решают восстановить группу, но без Уотерса. Гилмор берёт на себя руководство, в 1987 году они выпускают первый альбом, а после официального возвращения клавишника Ричарда Райта, самый значительный в этом составе альбом The Division Bell (1994). В 2009 году Гилмор, бросивший в юности колледж, получил звание почётного доктора искусств Кембриджского университета за заслуги в музыке. На церемонии в обращении к студентам он сказал: "С меня пример брать не надо. Золотой век рока прошел, рок-н-ролл мёртв. Учитесь, дети, лучше. В ваше время иначе нельзя. Вот у нас основатель группы — он выучился, а потом с ума сошёл..."
9. Карлос Сантана (Carlos Santana), род. в 1947. Американский гитарист, родившийся в Мексике. Уже в 20 лет Сантана был известен в Калифорнии как виртуоз гитары. Начал свою карьеру как многие известные гитаристы сессионным музыкантом. В 1966 собирает свой собственный коллектив под названием «Santana». Смешивая рок и блюз с латиноамериканскими ритмами и мелодиями, Сантана создает качественно новое направление, которое можно определить как латино-рок. Стиль пришелся по вкусу американской публике во время выступления группы на фестивале Woodstock. С начала 70-х Сантана уже звезда мирового масштаба. Практически во всех песнях присутствуют сложные гитарные соло, есть и целиком инструментальные композиции ставшие хитами – Samba Pa Ti (1970), Europa (1976). Сантана сотрудничает со многими известными музыкантами, многократный лауреат премии «Грэмми»
10. Марк Нопфлер (Mark Knopfler), род. в 1949. Гитарист и вокалист, основатель британской группы «Dire Straits». Бывший преподаватель английской литературы Лондоского университета начал музыкальную карьеру в 29 лет. Первый сингл – Sultans of Swing записанный в 1977 году принёс группе популярность, попав в американский, а чуть позже и английский топ-лист. В своём стиле Нопфлер опирается на традиции ритм-энд-блюза. Его речитативный вокал сопровождается гитарными фразами и соло которые он часто играет пальцами, а не медиатором. В них часто акцентируются слабые доли и во многом чувствуется влияние Хендрикса. Группа быстро набирает популярнось по обе стороны Атлантики, давая концерты и записывая диски. Синглы 1981-82 годов Romeo & Juliet и Private Investigation вновь попадают в Top10. В 1985 группа выпускает свой самый сильный альбом Brothers in Arms ставший «платиновым». Песня Money for Nothing с этого альбома становится мировым хитом, вступительный гитарный рифф – визитной карточкой Нопфлера-гитариста, а сам он был признан лучшим гитаристом года. В дальнейшем популярность группы несколько снижается. Нопфлер пишет музыку к фильмам (напр. Wag the Dog – «Плутовство» в русском переводе), участвует в концертных турне вместе с Эриком Клэптоном и др. известными музыкантами, издаёт сольные диски.
Упражнения
Первое, что нужно освоить при обучении игре на электрогитар - это правильная техника. Для этого я предлагаю Вам освоить вот такое очень простое, но очень эффективное упражение. Оно играется на одной струне, начиная с 6-й (самой толстой ). Сначала мы играем открытую шестую струну, затем зажатую на 1-м ладу, потом на 2-м, потом на 3-м. Далее всё тоже самое, но начиная уже со 2-го лада, итак наверх по четыре ноты.
Цифры в кружочках - пальцы левой руки. Обратите внимание, что в "открытой" позиции мы играем указательным, средним и безымянным пальцами, а не средним, безымянным и мизинцем. В правой руке мы чередуем штрих медиатора (Вниз/Вверх) как в видеоуроке 8.
Упражнение последовательно играется на всех шести струнах. При игре следует добиватся чёткости звучания нот и ритмичности исполнения. Рекомендую поставить метроном на 60 ударов в минуту и играть одну ноту на удар, постепенно увеличивая темп.
Если вы хорошо освоили это упражнение на всех шести струнах, можно перейти к следующему. Оно называется хроматическая гамма. Хроматическую гамму играют практически на всех инструментах, на клавишных, духовых, смычковых и даже органе . Она представляет собой последовательность из всех нот, которые могут быть сыграны на инструменте. В случае с гитарой, одна и та же нота может быть взята на разных струнах, поэтому для начала мы будем играть хроматическую гамму только в открытой позиции. В таблатуре она выглядит следующим образом:
Обратите внимание, что при переходе со струны на струну обязательно сохраняется чередование штриха медиатора (вверх/вниз). Иными словами вне зависимости перешли вы на следующую струну или нет, каждая последующая ноты должна быть сыграна другим штрихом. В таблатуре штрихи медиатора обозначены символами П и V. В левой куре сохраняется правило открытой позиции - какой лад, такой и палец, т.е. мы зажимаем первые лады первым (указательным) пальцем, вторые - вторым (средним) и т.д.